Модель APICS SCOR и ее основные процессы
В основе SCOR-модели лежат взаимосвязанные процессы, поддерживающие работу каждого сегмента цепочки поставок, что обеспечивает функционирование цепочки поставок в целом.
Весь современный менеджмент основан на доказанном преимуществе процессного подхода в управлении над функциональным. Именно этот подход обеспечивает эффективное взаимодействие как между подразделениями компании, так и с внешними участниками цепочки поставок. Поэтому процессный подход лег в основу стандартов серии ISO 9000-9001.
Таким образом использование SCOR-модели способствует внедрению менеджмента качества для тех компаний, которые строят свои производственные и управленческие системы на процессном подходе.
Процессы SCOR-модели
Основными процессами в SCOR являются:
- PLAN – Планирование;
- SOURCE – Закупки;
- MAKE – Производство;
- DELIVER – Доставка;
- RETURN – Возвратная логистика;
- ENABLE – Вспомогательные процессы, обеспечивающие функционирование цепочек поставок.
SCOR-модель рассматривает цепочку поставок не как общность вовлеченных в нее организаций, а как цепь взаимосвязанных процессов, которые могут происходить как внутри одной компании, так и вне нее. На диаграмме 1 это однозначно представлено.
Диаграмма 1. Процессы в SCOR-модели.
В вертикально-интегрированных компаниях эти процессы могут исполняться самостоятельными функциональными подразделениями (филиалами), входящими в структуру такой организации, а в горизонтально выстроенных цепочках поставок процессы могут выполняться юридически независимыми партнерами, на основе заключенных договоров. Самым простым примером может быть наличие в цепочке поставок отдельной 3PL-компании, которая занимается транспортными перевозками. Причем она может быть вовлечена в неограниченное количество цепочек поставок с разными партнерами, при этом степень ее вовлеченности определяется конфигурацией конкретной цепочки поставок.
Главным является то, что конфигурация цепочки поставок, независимо от количества вовлеченных в нее организаций, не должна менять ее содержание, смысл и цель, которые можно определить как удовлетворение спроса максимально эффективным способом.
Обратите внимание, что на диаграмме 1 выделен процесс планирования. Конечно, он существует в рамках функционирования каждого из участников цепочки поставок. Но модель SCOR подчеркивает важность единого центра планирования для всего потока процессов.
Иерархии модели SCOR
SCOR-модель содержит три уровня детализации процессов в цепях поставок (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Уровни процессов SCOR-модели.
Как уже указывалось выше, планирование интегрирует цепочку поставок в единый процесс. На практике эта идея реализуется через процессы планирования продаж и операций – S&OP (Sales and Operations Planning), которые в рамках SCOR-модели входят в раздел P (PLAN – Планирование) и представляют собой процессы второго уровня:
P1 – Планирование цепочки поставок;
P2 – Планирование закупок;
P3 – Планирование производства;
P4 – Планирование доставки;
P5 – Планирование возвратов.
Как следует из логики модели SCOR, в любой цепочке поставок, даже в сфере обслуживания, присутствует процесс «Производство» (Make). Исходя из особенностей производственной деятельности, SCOR-модель вводит в цепочки поставок новое измерение: тип производственной системы. Несмотря на то, что само это измерение не считается чем-то новым или уникальным, применение его в управлении цепочками поставок является важнейшим принципом их конфигурирования.
В модели SCOR процессы второго уровня классифицируются по типу производственных систем, например:
M1-Make-to-Stock – Производство на склад;
M2-Make-to-Order – Производство на заказ;
M3-Engineer-to-Order – Разработка под заказ;
или, соответственно:
S1 – Закупка из запасов на складах;
S2 – Закупка товаров, производимых на заказ;
S3 – Закупка товаров, разрабатываемых под заказ;
D1 – Доставка из запасов на складах;
D2 – Доставка товаров, производимых на заказ;
D3 – Доставка товаров, разрабатываемых под заказ.
(В этой статье процессы третьего уровня не рассматриваются)
Как работает модель SCOR
К настоящему моменту SCOR-модель включает стандартное описание более 200 элементарных процессов. Указанная выше логика позволяет формировать большое количество вариантов конфигурирования процессов, исходя из специфики конкретной цепочки поставок (которая, в свою очередь, выделена на основе сегментирования, вкратце описанного ранее).
В модели SCOR также отдельно выделяют группу процессов возвратной логистики, что подчеркивает возрастающую роль этих процессов, как с точки зрения эффективности организаций, так и принципов их устойчивого развития.
Без эффективно функционирующих вспомогательных процессов невозможна работа цепей поставок. Модель SCOR подчеркивает их важность, рассматривая их с той же детализацией, что и основные процессы.
Применение модели SCOR
, кроме комбинирования процессов при составлении цепочек поставок, предполагает проведение анализа текущего состояния процессов компании и ее целей, количественную оценку процессов и результатов операционной деятельности, а также бенчмаркинг результатов деятельности компании.Проектирование цепей поставок в SCOR показано на Диаграмме 3.
Диаграмма 3.Структура модели SCOR
Поэтому в SCOR-справочник входят наборы метрик и практик, которые компании могут использовать для оценки своих цепочек поставок.
Так, наличие в компании реализованного процесса S&OP считается важнейшим критерием ее соответствия принципам компании мирового уровня (World Class Manufacturing).
Также нужно отметить, что в модели SCOR среди рекомендуемых к использованию практик находится практика CFPR (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment – Совместное прогнозирование, планирование и пополнение запасов), что еще раз подчеркивает критичность совместного планирования для эффективного функционирования интегрированной цепочки поставок.
Конечно, для реализации процессов цепочки поставок необходимо владение работниками компании определенными стандартными компетенциями – навыками. Каждый навык описан в справочнике SCOR.
Итак, эффективное управление процессами и их постоянное улучшение невозможно без обеспечения измерения процессов, анализа результатов деятельности, поиска причин отклонений и принятия решений, основанных на фактах. Все эти «инструменты» есть в распоряжении модели SCOR. Постоянное обращение к возможностям SCOR-модели подобно применению метода PDCA (plan–do–check–act), который как раз лежит в основе современных подходов к менеджменту, в том числе и менеджмента качества.
Автор: Андрей Матусевич, сертифицированный APICS CPIM, CSCP, консультант компании Insight Projects Group.
По вопросам обучения по модели SCOR, а также по вопросам обучения управлению цепочками поставок читайте на сайте www.inprojects.ru и пишите нам по адресу: admin@inprojects.ru.