Международный центр компетенций в области планирования производства, управления цепочками поставок и управления запасами
+7 903 720-8260
admin@inprojects.ru
Международная профессиональная сертификация по управлению цепочками поставок
Расписание Расписание тренингов и семинаров

Цифровизация - глобальный тренд развития цепочек поставок

цифровизация в цепях поставок

Исследованиями PWC, McKinsey, Boyden по отраслям нефть и газ, горная добыча и металлургия, автомобилестроение, химия и новые материалы общие усредненные эффекты от цифровизации для отраслей составят:

  • на 10-15% повышение объемов выпуска продукции за счет снижения уровня простоя оборудования (10-20%);
  • на 100-150% ускорение процессов проектирования производства и доставки продукта до потребителя;
  • на 50-70% снижение затрат на проведение натурных испытаний за счет внедрения цифровых двойников и инструментов визуального моделирования;
  • на 20-30% снижение затрат по всему циклу управления цепочками поставок (повышение уровня прозрачности операций);
  • на 30% снижение потерь энергии при совершении технологических операций.

В настоящий момент цифровые технологии – это абсолютный глобальный тренд развития всех сфер деятельности человека.

Можно выделить основные направления, по которым идет развитие цифровых технологий:

  • управление большими данными (Big data);
  • блокчейн (Blockchain);
  • облачные решения (Cloud solutions);
  • интернет вещей (Internet of things, IoT);
  • роботизация (Robotics);
  • беспилотный транспорт (Driveless);
  • искусственный интеллект (Artifiсial Intelligence, AI) и машинное обучение (Machine learning);
  • виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) / дополненная реальность (Augmentеd Reality, AR);
  • 3D печать и другие технологии.

Согласно исследованиям Gartner, новые технологии проходят несколько этапов развития прежде чем начнут оказывать реальное воздействие на экономику и на жизнедеятельность человека в целом.

Исследования, проведенные в 2018 году, показали что в ближайшие два года ни одна из представленных в отчете Gartner инноваций не станет достаточно зрелой, чтобы как-то существенно влиять на экономику. В среднем же период ожидания "вызревания" технологии может занять от 5 до 10 лет. При этом некоторые инновации исчезнут ранее, чем пройдут все этапы развития, а на смену им придут новые технологии.

Gartner выделяет следующие этапы развития новых технологий:

  • появление технологии;
  • пик завышенного ожидания;
  • этап разочарования;
  • этап понимания;
  • плато производительности;

Цикл развития технологии по Gartner выглядит следующим образом:

Gartner Hype Cycle 

Gartner объединяет основные технологии в группы и предлагает пять представленных ниже трендов:

  1. Демократизированный искусственный интеллект: один из самых существенных трендов, который кардинальным образом поменяет многие сферы деятельности человека. Замена человека на роботов, беспилотный транспорт, обработка больших массивов информации и машинное обучение дадут основу для развития искусственного интеллекта и замены человека на рутинных работах.
  2. Оцифрованные экосистемы: переход от разрозненной технологической структуры к системным платформам. Блокчейн может повысить уровень безопасности данных, что повысит уровень доверия к бизнес-моделям и их прозрачность. Экосистема будет поддержана созданием цифровых близнецов, представляющих собой виртуальные копии реального объекта.
  3. Самостоятельный биохаккинг: начало эпохи «трансчеловека». Технологии внедрения биочипов как для диагностики, так и для улучшения каких-либо показателей человека.
  4. Прозрачный опыт погружения: создание «умных» пространств, когда размываются границы между человеком, рабочим местом, домом и различными вещами. Самообучающиеся вещи на работе и дома обеспечивают человеку некую "персональную среду".
  5. Повсеместная инфраструктура: инфраструктура сама по себе, и вычислительная инфраструктура в частности, уже не являются ключом к развитию бизнеса. Всегда доступная облачная инфраструктурная среда бесповоротно изменила традиционный инфраструктурный ландшафт. Ожидается развитие квантовых компьютеров для определенного рода вычислений, а также появление нейроморфного оборудования, менее энергозатратного и более производительного.

 

Важно понимать, что новые технологии влекут за собой развитие принципиально иных бизнес-моделей. А новые бизнес-модели уже активно появляются и влияют на нашу жизнь.  Достаточно привести в пример Uber, Airbnb, Amazon и другие компании, которые наглядно демонстрируют скорости перестройки социально-экономических связей и перераспределение доходов у участников рынка.

Вообще, с точки зрения макроэкономики, цифровизация, которую мы наблюдаем сегодня, можно считать проявлением четвертой промышленной революции. Этот термин был введен в 2011 году в рамках государственной hi-tech стратегии Германии до 2020 года (один из 10 проектов Индустрии 4.0) и сейчас распростанился наиболее широко. По сути все страны приняли подход, сформулированный Германией, в качестве основного тренда развития на ближайшие десятилетия.

Особенностями "Индустрии 4.0" являются: глобальные промышленные сети; Интернет вещей; переход на возобновляемые источники энергии; переход от металлургии к композитным материалам; 3D принтеры; вертикальные фермы; синтезирование пищи; самоуправляемый транспорт; нейросети; генная модификация; биотехнологии; искусственный интеллект.

Результатами внедрения технологии "Индустрии 4.0" могут стать: распределенное производство; распределенная энергетика; сетевой коллективный доступ и потребление электроэнергии; прямой доступ от производителя к потребителю; экономика совместного использования.

Планы создания цифровых производств, основанные на технологиях работы с большими данными, сегодня существуют практически в любой отрасли.

По данным РБК, например, в августе 2017 было объявлено о создании цифровой верфи Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ). В данное предприятие инвестируют 350 млн. рублей. Предполагается создать базу данных по всем компонентам, деталям, узлам, агрегатам, применяемым в судостроении. Кроме того, натурные испытания изделий планируется заменить компьютерными, что позволит существенно сократить сроки и сэкономить материалы.

А в производствах непрерывного цикла, таких как химия, нефтехимия, нефтепереработка, напрямую связанных с логистикой и рынками сбыта, оптимизационный потенциал технологий «Индустрии 4.0», в том числе big data, еще выше.

Один из самых ярких проектов этого направления — создание единой цифровой платформы логистики, переработки и сбыта. Ведь тотальная автоматизация НПЗ сегодня генерирует колоссальные потоки информации, поступающие с сотен тысяч датчиков и приборов. Системы спутниковой навигации позволяют отслеживать каждый элемент транспортной сети в режиме реального времени. Сбытовые сети накопили массу статистики о зависимости баланса спроса и предложения от внешних факторов.

В «Газпром нефти» по данным РБК средствами автоматизированного мониторинга сегодня охвачено порядка 90% технологических параметров и материальных потоков по всей цепочке добавленной стоимости блока логистики, переработки и сбыта. Это гигантские информационные реки, но их потенциал еще до конца не раскрыт - просто потому, что не существует эффективных инструментов их комплексного анализа и оптимизационного использования. Точка, куда будут заводиться все данные из всех активов и со всех логистических направлений, в компании уже создана: это Центр управления эффективностью в Санкт-Петербурге, где в ноябре 2017 года развернуто «озеро данных». Аккумулирующаяся там информация будет анализироваться машинными методами, а на основе полученных выводов будут приниматься управленческие решения.

Схема этого проекта и в целом концепция цифровой трансформации бизнеса «Газпром нефти» полностью совпадают с прогнозом развития big data, который делают мировые IT-лидеры: будущее за аналитическими платформами больших данных, использующими технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта на базе нейронных сетей. Значимую роль в развитии таких систем будет играть Интернет вещей (internet of things, IoT), предоставляющий широчайшие возможности для развертывания интеллектуальных производств, мониторинга и управления состоянием любого оборудования, а также создания «умных» систем, улучшающих продуктивность бизнеса, качество и безопасность жизни людей. (Источник: http://digital-russia.rbc.ru/article-page_6.html).

Чтобы оказаться в тренде развития отраслей, важно проводить работу по цифровизации комплексно, внедряя в том числе проектное управление.

Для реализации проектов цифровизации требуются дополнительные, а часто совершенно новые компетенции. Лидировать в процессах цифровой трансформации могут люди, обладающих широким техническим бэкграундом, пониманием бизнес стратегий и бизнес-менеджмента, а также обладающие глобальным видением трендов и вызовов.

Комплексно задачи цифровой трансформации в компаниях смогут заниматься CDO  (Chief of Data Officer), CDTO (Chief of Data Transformation Officer).

По данным PWC, Strategy&, McKinsey, Boyden в 2017 году только 3% компаний нефтегазового сектора из 2500 компаний списка Forbes наняли в штат CDTO с целью проведения цифровой трансформации - в отличие от компаний страхового бизнеса (35%), медиа и развлекательных коммуникаций (28%), банковского сектора (27%), FMCG (27%), продуктов питания и сельхозпродукции (23%). Данный факт в целом говорит о более консервативном подходе компаний нефтегазового сектора к реструктуризации бизнес-процессов под требования цифровой экономики. При этом CDTO в 40% случаев они являются топ-менеджерами компаний,  в 41% обладают образованием в области технологий, тогда как в 46% были наняты с рынка и не являлись ранее сотрудниками компаний.

Во многих компаниях принята стратегия цифровой трансформации бизнеса. Сибур не остается в стороне и активно включается в процессы цифровизации.

Основные задачи цифровизации в компании Сибур:

  • оптимизация издержек и рабочего капитала;
  • повышение эффективности каналов продаж;
  • повышение маржинальности продаж;
  • оптимизация ценообразования;
  • снижение промышленных рисков;
  • создание новых бизнес-моделей;
  • разработка новых продуктов и услуг для потребностей рынка.

В компании создан центр цифровых компетенций, включающий в себя:

  • офисы цифровой трансформации;
  • блок по продвинутой аналитике;
  • блок по цифровизации процессов;
  • блок по индустрии 4.0;
  • лабораторию цифровых инноваций;
  • комплексные цифровые модели.

В процессе цифровой трансформации в настоящий момент уже такие процессы, как:

  • мобильные обходы и ремонты;
  • электронные наряды и допуски;
  • мобильное приложение для подачи и обработки идей;
  • предиктивное обслуживание оборудования;
  • советчик на производстве бутадиена;
  • цифровой двойник ж/д логистики;
  • платформа «Удаленный эксперт»
  • виртуальный тренажер по ремонту компрессора на производстве полиэтилена.

Цифровизация – сложный комплексный процесс, который затрагивает все сферы деятельности компании. Несмотря на все сложности, возникающие на пути внедрения процессов цифровизации, включая культурные противоречия, консерватизм и боязнь изменений, процесс цифровизации уже невозможно повернуть вспять.

Необходимо помнить, что внедряемые процессы смогут позитивно отразятся на деятельности всей компании, включая всех стейкхолдеров и сотрудников - только при условии обязательного,;непрерывного повышения компетенции работников.



Наши клиенты
  • OracleSunInBevSyngentaLVMHAkzoNobelVolvoPfizerHenkel
  • Вертолеты РоссииОМКИркутKatkoGazpromTescoFerreroIpsen
  • DowAstra-ZenekaNpo_saturnContitentalrzhdJTI