McDonald's удерживает лидерство в управлении цепями поставок.
Пару недель назад McDonald's впервые за пять лет объявил об увеличении своей доли рынка, чему способствовало его переключение на свежую говядину в одном им своих продуктов (Quarter Pound). До этого при производстве продукции использовалось замороженное мясо.
Влияние этого шага на бизнес ошеломляет: в первом квартале компания продала на 40 миллионов больше продукции Quarter Pound, чем за тот же период прошлого года.
Такой значительный рост продаж стал неожиданностью для Марион Гросс, главного менеджера по снабжению McDonald's в Северной Америке.
«Мы знали, что это будет положительно воспринято потребителями, так как мы достаточно тщательно тестируем все до того, как запустим на национальном уровне, но никто не ожидал такого значительного роста. И мы выдержали это! Это говорит нам о том, что мы делаем правильные вещи, чтобы оправдать ожидания потребителей, и что это того стоит», - сказала Марион Гросс.
Успех подтвердил работу, проделанную компанией за последние несколько лет, по обновлению своей цепочки поставок. Эта работа включает в себя не только переход к свежей говядине, но и обязательство закупать к 2025 году 100% яиц от куриц, не содержащихся в клетках и кофе, полученное с соблюдением принципов рационального использования. На данный момент компания на 33% выполняет свои обязательства по закупе яиц от куриц, не содержащихся в клетках и ожидается, что к 2020 году она достигнет своей цели по обеспечению 100 % всех своих ресторанов кофе, полученным с соблюдением принципов рационального использования.
Трудно недооценить, насколько велики взятые на себя компанией обязательства. Ведь McDonald's обслуживает 25 миллионов клиентов внутри страны каждый день и закупает около 2 миллиардов яиц в год только в США, или почти 2% годового производства в стране.
«Когда вы представляете наши размеры и масштабы, вы понимаете, что это, действительно, трансформация не только для нас, как для компании, но и других отраслей. И это нелегко сделать.», - сказала Гросс.
Однако McDonald's может сделать это, потому что у него одна из самых эффективных цепочек поставок. В 2018 году Gartner Inc. перевела McDonald's в категорию «Мастера», признав их устойчивое лидерство в цепочке поставок на протяжении последнего десятилетия. В эту категорию входят гиганты, такие как Apple, P&G и Amazon.
Стэн Ароноу, вице-президент Gartner по исследованиям, сказал, что «ключом к успеху McDonald является умелое взаимодействие с сетью стратегических поставщиков, поставщиков услуг и тысяч компаний и магазинов, принадлежащих франшизам по всему миру».
Подход «раскаты грома» (rolling thunder approach).
«Когда мы перешли на новый вид сырья - свежую говядину, мы не стали искать новых поставщиков. У нас было пять текущих поставщиков и мы взяли с них обязательства двигаться в этом направлении. Мы составили план и запустили его по заводам», - сказала Гросс. «Когда поставщик номер один реализовал его, он получили много новых знаний - что пошло не так, что может быть лучше, - и поделились этими знаниями со вторым и третьим поставщиком и так далее. К тому времени, когда мы добрались до пятого поставщика, процесс был уже отлажен».
По словам Гросс, процесс "раскаты грома" сработал настолько хорошо, что к тому времени, когда McDonald's представил свои свежие говяжьи гамбургеры (Quarter Pound) в масштабе всей системы, проблем уже не было.
Однако это не значит, что проблем не существует. «Зачастую нам приходится отвечать на такие вопросы, как, например, почему мы это делаем, существует ли правильная инфраструктура, стоит ли вносить изменения и действительно ли потребитель просит об этом или если это просто тенденция », - сказала Гросс. "При принятии решения всегда думают о потребителях".
«Когда мы прислушались к нашему клиенту, мы продемонстрировали, что с нами, а также с нашими партнерами-поставщиками происходят хорошие вещи», - сказала Гросс.
Действительно, потребители меняют большинство цепочек поставок продуктов питания, а не только McDonald's. Согласно отчету Центра продовольствия, благополучие животных часто возглавляет список проблем, которые заботят потребителей.
Кроме того, потребители, особенно молодые, с растущим доходом, хотят свежих продуктов и готовы платить за них больше. Потребители также готовы платить больше за товары, полученные с соблюдением принципов рационального использования. Недавний отчет Nielsen показывает, что 81% глобальных потребителей считают, что компании должны помочь улучшить окружающую среду, а 80% говорят, что «крайне или очень важно», чтобы компании реализовывали программы для этого.
Другими словами, несмотря на то, что преобразование цепочки поставок связано с затратами, McDonald's в любом случае готов двигаться вперед, чтобы удовлетворить эти быстро меняющиеся потребности, особенно, когда они начинают приносить прибыль.
Гросс не будет раскрывать подробности стоимости изменений компании, ссылаясь на причины конкуренции, но CNBC сообщила, что переход на свежую говядину стоил поставщикам мяса более 60 миллионов долларов.
«Некоторые из этих изменений стоят дороже, но потребители готовы платить эту цену», - сказала Гросс. «И благодаря нашим размерам и масштабам, мы можем справиться с некоторыми из этих затрат. Мы всегда смотрим на то, что мы можем сделать, чтобы компенсировать дополнительные расходы, чтобы франчайзи не нужно было повышать цены на свое меню».
Гросс сказал, что компания «смотрит» на новую модель для всего ассортимента бургеров, но не взяла пока на себя никаких обязательств.
«Прямо сейчас, мы просто собираемся продолжать делать то, что мы делали в течение последних нескольких лет и дать нашим клиентам возможность рассказать нам, что для них важно. Эти изменения имеют смысл, и клиенты это замечают».
Источник: Customers Are Noticing: McDonald's Significant Supply Chain Changes Forbes, 15 июля 2019.