Новые требования к специалистам по логистике в меняющемся мире
Общая нестабильность в мире диктует новые требования для специалистов в области логистики и управления цепочками поставок.
Требования бизнеса к специалистам не только возрастают, но и будут меняться с учетом изменений форматов бизнесов, внедрением новых технологий, а, следовательно, и изменением всех бизнес-процессов. Тренд изменений с точки зрения компетенций прорисовывается, но нет четкого понимания, какие именно профессиональные навыки будут максимально востребованы и как это отразится на самих профессиях и профессиональных обязанностях.
Тем не менее и компаниям, и самим специалистам необходимо готовится к грядущим изменениям уже сейчас.
Авторитетные исследования на тему изменений профессий в логистике и УЦП базируются на ожидаемых изменениях в бизнес-среде и в потребительском поведении.
Мы выделяем несколько драйверов изменений в логистике и УЦП, которые считаем основными:
- прорывные технологии, влияющие на логистику, производственные процессы и УЦП (облачные технологии, беспилотные транспортные средства, 3d – печать, дополненная реальность, big data и т.д.);
- невозможность прогнозировании спроса в условиях неопределенности из-за изменения потребительского поведения и возникновения новых рынков
- возрастание потребности в кастомизации продукции и услуг на всех уровнях.
Если посмотреть на исследования Gartner на тему формирования новых профессий, то изменения, которые они прогнозируют в части ряда специальностей, являются подтверждением последнему фактору.
Специалисты в области логистики и УЦП овладевают навыками кастомизации продукции и услуг и гибкой настройки всей цепочки от поставщикам до клиента, а вся цепочка поставок и производственный процесс должны обеспечивать максимальную гибкость:
- Специалист по планированию на производстве становится специалистом по кастомизации. Такой специалист будет быстро перепрограммировать производственных роботов, работать с симуляторами последовательности выполнения работ и с машинами, связанными в единую сеть интернета вещей (IoT).
- Менеджер по логистике становится директором по клиентскому сервису: аналитика и автоматизация фулфилмент центров позволит увеличить количество вариантов построения загрузки транспорта, планирование маршрутов и подтверждения готовности заказчика к приему груза. Появится возможность упаковки продукции на последней стадии и доставки различными путями, как через Uber-платформы, так и посредством дронов.
- Специалист по планированию спроса становится коммерческим траблшутером. Вооруженный облачной системой планирования, возможностью в режиме реального времени отслеживать движение товаров и денежных потоков, он сможет расставлять приоритеты, анализировать и решать проблемы балансировки спроса и предложения на уровне транзакций, определять,
что можно ускорить, а где, наоборот, можно подождать с поставкой.
Если мы посмотрим на перечень компетенций, который будет необходим специалистам по планированию и прогнозированию в 2025 году, то мы увидим следующую картину:
Так выглядят прогнозы. На деле мы сталкиваемся с реалиями, которые оказывают огромное влияние на деятельность компаний и всей бизнес-среды. Соответственно, необходимы люди, способные эффективно работать со всеми вызовами времени:
- Глобальное отставание в ряде отраслей в части технологического обеспечения, качества продуктов и услуг. Прежде всего на стадии проектирования продукта;
- Не создаем новые рынки, а догоняем существующие тренды.
- Низкий уровень клиентского сервиса;
- Низкий уровень взаимодействия с поставщиками / постоянный поиск более дешевых поставщиков, не взирая на низкое качество;
- Нехватка поставщиков на внутреннем рынке;
- Проблемы качественного планирования и прогнозирования;
- Трудности логистики (большие пространства, необходимость поиска решений по преодолени инфраструктурных проблем;
- Дорогостоящие решения в ИТ, которые становятся не эффективными в силу не отлаженных процессов и низкой подготовки кадров.
А также:
- Низкий уровень интеграции по всей цепочке. Низкое качество коммуникаций: закрытая информация, недоверие;
- Сложности внедрения новых технологий. Недостаток инвестиций, недостаточные вложения в направлениях R&D;
- Традиционная инерция мышления, низкое предпринимательская инициатива. Традиционный управленческий уклад “ждем решений сверху” и “инициатива наказуема”;
- Давление внешней среды: часто меняющиеся правила.
Таким образом, потребности в специалистах, способных решать комплексные задачи, только возрастает.
Системность мышления, широкий кругозор, способность выделять главное, умение анализировать большие объемы информации – важные качества специалиста в логистике и УЦП. Также важно умение договариваться, правильно коммуницировать, находить оптимальные решения.
При этом способность постоянно учиться и переучиваться, впитывать новые знания становится одним из важнейших факторов успеха.
Возможностей для обучения сейчас достаточно много. Всегда можно найти приемлемый для себя вариант. При выборе необходимо ориентироваться на актуальность получаемой информации, экспертный уровень авторов программы, а также относиться к обучению как к важной форме инвестиций в себя и свое будущее.
На рынке бизнес-образования представлена целая линейка образовательных программ в логистике и УЦП. Это как российские локальные программы, так и программы по международным стандартам.
Учитывая традиционное отставание российской промышленности, наиболее актуальными программами в части обучения, на наш взгляд, являются программы по международным стандартам. На базе этих программ проходят обучение специалисты в области логистики и УЦП всех передовых стран.
Автор: Генеральный директор Insight Projects Group, Семенова Дарима Батовна