Какие компетенции специалистов в цепях поставок будут востребованы в будущем и какие необходимо развивать?
Общая нестабильность в мире и в экономике диктует новые требования к специалистам в области логистики и управления цепочками поставок (УЦП).
Возрастают требования к специалистам по УЦП с учетом появления новых бизнес форматов, внедрения новых технологий, а, следовательно, и изменения всех бизнес-процессов. Достаточно четкого понимания, как именно будут меняться профессии, а также какие именно профессиональные навыки будут максимально востребованы, пока нет.
Тем не менее и компаниям, и самим специалистам необходимо готовиться к грядущим изменениям уже сейчас.
Авторитетные исследования на тему изменений профессий в логистике и УЦП базируются на грядущих переменах в бизнес-среде и в потребительском поведении.
Мы выделяем несколько драйверов изменений в логистике и УЦП, которые считаем основными:
— прорывные технологии, влияющие на логистику, производственные процессы и УЦП (облачные технологии, беспилотные транспортные средства, 3d – печать, дополненная реальность, big data и т.д.);
— невозможность прогнозирования спроса в условиях неопределенности из-за изменения потребительского поведения и возникновения новых рынков;
— возросшая потребность в кастомизации продукции и услуг на всех уровнях.
Если посмотреть на исследования Gartner на тему формирования новых профессий, то изменения, которые они прогнозируют в части ряда специальностей, выглядят как подтверждение последнего фактора.
Специалисты в области логистики и УЦП овладевают навыками кастомизации продукции и услуг, навыками гибкой настройки всей цепочки от поставщика до клиента. Вся же цепочка поставок и производственный процесс должны обеспечивать максимальную гибкость.
Специалист по планированию на производстве становится специалистом по кастомизации. Такой работник окажется способен быстро перепрограммировать производственных роботов, иметь дело с симуляторами последовательности выполнения операций и с машинами, связанными в единую сеть Интернета вещей (IoT).
Менеджер по логистике становится директором по клиентскому сервису: аналитика и автоматизация фулфилмент-центров позволит увеличить количество вариантов построения загрузки транспорта, планирование маршрутов и подтверждения готовности заказчика к приему груза. Появится возможность упаковки продукции на последней стадии и доставки различными путями, как через Uber-платформы, так и посредством дронов.
Специалист по планированию спроса становится коммерческим траблшутером (специалистом по решению проблем). Вооруженный облачной системой планирования, возможностью в режиме реального времени отслеживать движение товаров и денежных потоков, он окажется способен расставлять приоритеты, анализировать и решать проблемы балансировки спроса и предложения на уровне транзакций, определять, какие процессы можно ускорить, а какие наоборот, притормозить.
Перечень компетенций, который будет необходим специалистам по планированию и прогнозированию в 2025 году:
*Источник: исследование IBF (Institute of Business Forecasting), проведенное в конце 2017 года. В нем приняли участие порядка 200 респондентов (специалистов по планированию и прогнозированию).
Системность мышления, широкий кругозор, способность выделять главное, умение анализировать большие объемы информации – важные качества специалиста в логистике и УЦП. Также важно умение договариваться, правильно коммуницировать, находить оптимальные решения.
При этом способность постоянно учиться и переучиваться, впитывать новые знания становится одним из важнейших факторов успеха.
Если взглянуть чуть глубже и проанализировать ключевые процессы, с которыми предстоит работать специалистам по планированию и управлению цепями поставок в будущем, то мы увидим следующую картину:
*Источник: то же исследование IBF (Institute of Business Forecasting).